...lupus est (svart_ulfr) wrote,
...lupus est
svart_ulfr

  • Music:

Культ медведя. Фрагмент из книги "Черноногие.Очерки и заметки по истории и культуре"

нож


На Северных Равнинах существовал культ медведя, связанный с магической силой этого животного. Очевидно, эта сохранившаяся архаичная традиция. Медведь, почитаемый как сильное животное, благословлял воинов своей физической силой и лекарей своим умением излечивать от недугов.

Однако не у всех племен этот культ присутствовал в одинаковом виде. В отличие от ассинибойнов, у черноногих отсутствовало какое-то конкретное Общество , связанное с культом медведя, и магическая сила этого животного, регалии и обряды передавались от конкретного человека его последователю. И, как правило, эти люди были членами других Обществ. В каждом из них насчитывалось от 2 до 4 последователей медвежьего культа, так называемых Медвежьих Храбрецов или Воинов-Медведей.

Несмотря на отсутствие централизованного Общества, воины-медведи черноногих использовали культовые регалии, аналогичные регалиям Общества Медведя у ассинибойнов. Чаще всего речь идет о медвежьих ножах и копьях, а также предметах костюма – перфорированных рубахах, головных уборах, повязках и поясах из медвежьей шкуры.

Сами черноногие объясняли происхождение медвежьих регалий и церемоний, связанных с ними, мифом. Различные, но не сильно отличающиеся варианты этого мифа были записаны разными учеными. Основным мотивом этих мифов выступает передача медвежьего ножа и других объектов, связанных с медвежьей силой, некоему юноше, а в роли дарителей выступает медвежья семья.

Особое внимание у черноногих уделялось Священной Связке (основной тип религиозных и церемониальных регалий черноногих –Ульф) с медвежьим ножом. Согласно археологическим раскопкам, ножи с рукоятью из медвежьей челюсти использовались на Северных Равнинах примерно с XVI века, и в какой-то момент они стали регалией Культа Медведя.

нож-2


Информаторы кайна и пикуни рассказывали, что раньше было несколько связок медвежьих ножей у трех групп черноногих.

Главным предметом такой Связки был «медвежий нож» – большой обоюдоострый кинжал с рукоятью из нижней челюсти медведя. Позже рукоять стали делать из дерева или кости, а челюсть медведя привязывалась к ручке или была составляющей частью Связки. Сила такого ножа считалась столь большой, что к владельцу Связки испытывали не только уважение, но и страх. Считалось, что при одном виде медвежьего ножа враги должны были рассеиваться или бежать прочь.

Только самые храбрые воины решались стать хранителями медвежьих регалий и, в частности, ножей. Церемония передачи ножа от старого владельца новому была суровой, и символизм этой церемонии отсылает нас к восприятию медведя и его силы черноногими.

Обычно следуя видению, воин сам вызывался стать новым носителе Связки с медвежьим ножом, но если таких добровольцев не находилось, то владелец, решивший по каким-либо причинам передать Связку, мог сам выбрать приемника. Даже если этот выбор шел против воли избранника, права отказаться тот не имел.

Непосредственно перед церемонией участники проходили очищение в парильне. Затем владелец ножа облачался в своем типи в регалии, покрывал тело черной краской, и разрисовывал лицо, как это предписывали наставления медведей, когда они передали человеку свою силу: две вертикальные черные полосы проходили по лбу и глазам и еще две вертикальные полосы спускались из уголков рта, символизируя клыки, а на щеках рисовал красные полосы – символические следы от медвежьих когтей. Для приготовления черной краски использовали порох, и это было еще одним символом военной силы. Претендент входил в типи владельца обнаженным. Хозяин типи пел свои медвежьи песни и имитировал движения медведя. Затем он прыгал на вошедшего и толкал его на заранее приготовленное ложе из терновых или иных шипастых веток.

Владелец пел песню о получении ножа и обращении с ним, а претенденту в этот момент наносили раскраску и одновременно ударяли плоской стороной ножа по спине и груди.

После этого пелась песнь о преследовании и убийстве врагов, и владелец говорил: «Теперь я передаю тебе медвежий нож, Если ты не примешь его, я буду хранить его дальше. Если он ранит тебя, не вини меня». К этому моменту владелец Связки и претендент вставали в разных концах типии, и претендент должен был голыми руками поймать медвежий но, брошенный им со всей силой владельцем. Этот момент должен был показать смелость и ловкость претендента, а также иллюстрировал мифологический момент, когда во время передачи ножа медведица сказала юноше, что любое оружие, брошенное в носителя медвежьего ножа, будет так же безвредно, как брошенная в него горсть земли.

Если претендент ловил нож, то он становился его новым владельцем, и бывший владелец поздравлял его со словами: «Ты дал жизнь этому ножу. Он сделает тебя сильным».

Если поймать нож не удавалось, то он оставался у старого владельца, и второй попытки претенденту уже не давалось.

Аналогичная церемония проводилась и при передаче «медвежьего копья».

Владельцы медвежьих ножей или копий шли в бой только с этим оружием. Использовать что-то, помимо ножа или копья, им было запрещено. Они, как обладатели великой медвежьей силы, должны были первыми идти на врага и ни в коем случае не имели права отступать с поля боя.

Хранители медвежьих регалий часто жили в типи, раскрашенных согласно наставлениям, полученным от медведей. На их типи обычно были нарисованы две фигуры медведей, по сторонам от входа, а дверью служила медвежья шкура.

Два раза в день – утром и вечером – регалии окуривались священным дымом, по другой версии окуривание производилось три раза в день. Для окуривания применялся корень ломатиума, растения из семейства сельдереевых ( англ. wild parsnip, лат. Leptotaenia multifida). Медвежий нож в дневное время вывешивали на треноге на улице, а но ночь владелец подвешивал его на шесте типи, у своей кровати. Причем в летнее время нож держали открытым, а в конце осени его убирали в Связку на всю зиму, подобно уходящего в спячку медведя.

Интересно и само поведение воинов-медведей, Они, подобно настоящим медведям, всегда были заняты поисками пищи и едой. Они первыми шли навстречу охотникам и забирали часть добычи, они могли зайти в любую типи и потребовать свою долю мяса. Правда, это делалось всегда в присутствии хозяина – грабежом и мародерством они не занимались. Во время любых собраний и церемоний они первыми начинали трапезу, иногда оттесняя других участников. Во время танцев воины-медведи могли вытеснять из круга других танцоров.
Tags: США, животные, индейцы, медведь, ножи, оружие, ритуал, статья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments