...lupus est (svart_ulfr) wrote,
...lupus est
svart_ulfr

Categories:
  • Music:

Кеназ Филан. Справочник по новоорлеанскому вуду. Черный Ястреб и Спиритуалистическая церковь

(C) перевод svart_ulfr


лифи 2 вож-3


Черный Ястреб и Спиритуалистическая церковь

Черный Ястреб и его церковь

«Сейчас я простой сын того народа, который некогда воздавал мне почести и внимал каждому моему слову. Путь к славе тернист и омрачен многими бедами. Да ниспошлет вам Великий Дух свое благоволение, чтобы вы никогда не испытали унижения, которое было уготовано американским правительством тому, чья гордость и смелость не уступала вашей в ту счастливую пору, когда он жил под сенью родных лесов»

Черный Ястреб 1


В 1832 году военный вождь сауков Макатавимешекака («Черный Ястреб») начал кампанию по возвращению родных земель, захваченных правительственными войсками. По всему Среднему Западу поселенцы дрожали от страха, представляя себе орды «кровожадных дикарей», что скальпируют свои жертвы. В действительности же Черный Ястреб возглавлял группу из 1500 человек, 1000 из которых составляли дети и старики. Эта затея была обречена с самого начала. Закончилось все сражением у реки Бэд-Экс, где были убиты сотни безоружных индейцев, а Черный Ястреб и другие вожди попали в плен.

Павший духом, заключенный в тюрьму белыми людьми, укравшими земли его народа, внутренне сломленный Черный Ястреб поведал историю своей жизни переводчику Энтони Леклеру. Вышедшая в 1833 году книга, «История жизни Черного Ястреба» помогла восстановить его репутацию. Когда-то его боялись, как зверя, убивавшего переселенцев в Иллинойсе и Висконсине, теперь же он стал трагическим героем и благородным дикарем. После смерти, в 1838 году, скелет вождя был украден и демонстрировался на выставках, пока губернатор штата Айова не вмешался, от имени сыновей Черного Ястреба, и не вернул останки родственникам. В честь Черного Ястреба названы дороги и спортивные команды, вертолеты и армейские полки. И вот, спустя много лет, он побудит чикагского медиума основать несколько церквей в Новом Орлеане…

Лифи Андерсон и Черный Ястреб

Не будет преувеличением утверждать, что все спиритуалистические церкви Соединенных Штатов, в конечном счете, восходят к Кейт и Маргарет Фокс, которые в 1847 году познакомились с духом по имени «мистер Сплитфут». Общаясь с людьми при помощи стука, он долго изумлял и пугал жителей деревушки Хайдсвилл, что в штате Нью-Йорк. «Мистер Сплитфут» и сестры Фокс вскоре стали международной сенсацией. Спустя сорок лет, больные и спивающиеся женщины признались, что все это было детской шалостью и ловкостью рук (в данном случае, щелчками суставов больших пальцев ног), - но к этому времени спиритуализм был уже быстрорастущим религиозным движением, привлекавшим как белых, так и чернокожих американцев.

О юности Алетейи «Лифи» Андерсон нам известно немного. Предположительно, она родилась в 1887 года в Висконсине. Она была чернокожей, но при этом утверждала, что наполовину индеанка, из племени мохоков.

После переезда в Чикаго она стала известным медиумом, особенно популярным среди чернокожих, прибывших на север в рамках Великой миграции. В 1913 году она учредила в городе Христианскую Духовную Церковь Вечной Жизни. В знак уважения к предкам, одним из своих духовных наставников она называла военного вождя сауков Черного Ястреба.

За несколько лет вождь дал Лифи много странных советов. В то время, как большинство чернокожих стремились покинуть Юг с его расовой сегрегацией, Черный Ястреб велел девушке открыть в Новом Орлеане магазин. (Вождь объяснил, что был некогда «святым юга», в то время как другой индеец, Белый Ястреб, управлял северной частью Соединенных Штатов.) 25 октября 1920 года Андерсон получила разрешение от правительства Луизианы на регистрацию Христианской Духовной Церкви Вечной Жизни, которая расположилась в доме 12 по улице Амелия.

Община стремительно росла; белые и чернокожие жители Города Полумесяца охотно посещали службы и обращались к Лифи за советом. Церквь Вечной Жизни была преимущественно матриархальной организацией: в то время, как большинство ортодоксальных священников полагали, что женщины будут молча посещать службы, или, по крайней мере, оставят мужчинам управление церковными делами, большинство руководящих постов в церкви Лифи досталось именно женщинам. Это было в духе многих спиритуалистических церквей того времени, где настоятельницы и медиумы обычно занимали привилегированное и главенствующее положение. Эта традиция сохранилась и по сей день. Многие женщины, перешедшие в спиритуалистическую церковь из рядов пятидесятников, заявляют, что раньше чувствовали себя заложницами гендерных ролей, навязанных им прежними пастырями, и искали более широких возможностей для личностного и карьерного роста. 2

Однако Андерсон вскоре столкнулся с предрассудками и недоверием белых жителей города. В полиции ее откровенно считали мошенницей, и Лифи попросила защиты у Черного Ястреба. Вероятно, призыв услышали, - она выиграла судебное дело, и дальнейшие притеснения Церкви Вечной Жизни со стороны полиции сошли на нет. После этого случая, Лифи сумела неплохо заработать на лекциях и джазовых вечеринках. Обычная недели «матери Андерсон» выглядела так: во вторник – занятие для будущих руководителей, две воскресные службы и два собрания – в четверг и в пятницу. На этих службах чтение Библии чередовалось с «нисхождением духа», когда в тела верующих входили духи Черного Ястреба, «королевы Эстер» или «отца Джона». Одевалась Андерсон в лучших традициях религиозных лидеров Нового Орлеана. По словам «матери Дорис», одной из ее учениц: “иногда она носила пурпурную накидку, а иногда золотую мантию с накидкой Черного Ястреба на плечах: на ней было вышито изображение черной птицы. Время от времени она надевала мужской парадный костюм, но только в особых случаях“.3

17 декабря 1927 года Лифи Андерсон скончалась, причиной смерти стали осложнения после недавно перенесенной простуды. Хотя ей было всего сорок лет, она заложила прочные основы для крупного религиозного движения. Прежние ученицы Лифи стали теперь почтенными церковными иерархами, сохранившими веру в могущество Черного Ястреба и других вождей. Сегодня спиритуалистические церкви Нового Орлеана сочетают в своих богослужениях римско-католические иконы и облачения, энергичные проповеди пятидесятников и «возложение рук», ладан и священные травы… Как и прежде, «епископы» и «матери» прорицают и отдают свое тело духам, в том числе индейским вождям.

Последние и вызывают массу вопросов у людей, далеких от спиритуалистической церкви. Некоторые остряки именуют их «вудуистскими святыми», хотя многие спиритуалисты полагают себя христианами и стараются отделять свои ритуалы от «грешного» вуду. Кто-то верит, что духи индейцев – грозные воины, к помощи которых прибегают ради мести врагам. Многие прихожане спиритуалистических церквей утверждают, что не обращаются к духу Черного Ястреба, хотя они убеждены в его могуществе. Но изображения Черного Ястреба на многих алтарях и в церквях определенно свидетельствует о его непреходящей популярности и признании.

«Черный Ястреб пришел к моей тете в Чикаго… повелел ей идти и лечить людей… Он исцелил эту женщину. Я сам лечу при помощи Черного Ястреба… Но вы должны правильно распоряжаться его силой. Нельзя просить его о причинении вреда [кому-либо]. Он станет для вас проводником и защитником. Если человек попадет в тюрьму, Черный Ястреб ему поможет. Но я никогда не слышал, чтобы он брался за [какое-либо] черное дело. Только благо приходит ко мне [от него]. Он шлет вам благословение … от Бога. Без Бога вы ничего не сможете сделать.»

Епископ Эдмония Колдуэлл, племянница Лифи Андерсон 4


1. Black Hawk, Autobiography of Ma-ka-tai-me-she-kia-kiak,or Black Hawk (Rock Island, Ill.: n.p., 1833), available at Project Gutenberg, www.gutenberg.org/files/7097/7097-h/7097-h.htm (accessed July 7, 2009).
 
2. Hans A. Baer, “The Limited Empowerment of Women in Black Spiritual Churches: An Alternate Vehicle to Religious Leadership,” in Gender and Religion, edited by William H. Swatos (New Brunswick, N.J.: Transaction Publications, 1994), 82.
 
3. Jessie Carney Smith, Notable Black American Women, book 3 (New York: Thomson Gale, 1995), 10.
 
4. Stephen C. Wehmeyer, “‘Indians at the Door’: Power and Placement on New Orleans Spiritual Church Altars,” Western Folklore 66, no. 1/2 (Winter 2007): 15–44.
Tags: Кеназ Филан, США, вуду, духи, индейцы, колдовство, мои переводы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments