...lupus est (svart_ulfr) wrote,
...lupus est
svart_ulfr

Categories:
  • Music:

Духи гаитянского вуду. Папа Легба

Лег


(C) перевод svart_ulfr


Папа Легба - привратник, тот, кто охраняет Пото Митан 1 и открывает пути для общения между людьми и духами. Без Папы Легбы ни один Лоа не может прийти из Гвинеи, чтобы «сесть на лошадь» в перистиле 2, ни один Лоа не может даровать своего благословения, или услышать наш зов. Мы не можем получать помощь от других лоа без участия Папы Легбы, и потому должны почитать его прежде прочих духов.

Легба - это сила коммуникации: именно благодаря ему мы можем эффективно общаться друг с другом. У каждого человека есть свой Легба, который путешествует с ним и открывает пути сообщения между человеком и духами, поэтому вполне логично, что мы должны чествовать его в первую очередь, прежде чем оказать какие-то услуги или устроить фет (что означает «пиршество») любому другому лоа.

Легбу знают под многими именами, хотя наиболее распространенными являются Вье Легба (что означает «Старый Легба», указание на его почтенный возраст, поскольку он был создан Богом первым) и Легба Атибон, но по большей части его зовут Папа Легба. Мы почитаем его как Всеотца, опору для тех, кто полагается на него, дабы обрести искомое.

Покойный Ати Макс Бовуар, верховный лидер гаитянского вуду, описывал Легбу как «божественное начало, олицетворяющее смирение и коммуникацию». Ему вторит нынешний Ати: «Папа Легба настолько скромен и великодушен, что ему не нужно приносить в жертву свиней и быков, или устраивать в его честь пышные празднества. Он довольствуется простой чашкой кофе, горстью жареной кукурузы или арахиса, горстью табака, который он курит в нарочито скромной трубке из кусочка бамбука и кукурузного початка. Он постоянно ходит по «великой дороге Жизни», поэтому его также называют «Met Gran Chemen» или Хозяин Великой Дороги. Он останавливается то здесь, то там, у входа в каждый хунфо, чтобы давать мудрые советы хунганам и мамбо». Хотя Легбе принадлежат все дни, чаще всего ему служат в четверг, в день народа Рада, но фактически Легбу чествуют каждый день. Его цвета в нашей общине - желтый и пурпурный, нередко ему служат в белом и красном, хотя это более характерно для Легбы-нан-Петро. Его атрибуты – палка или трость, костыли и, конечно же, ключи, с помощью которых он может открыть любые врата. Его отождествляют со святым Лазарем и иногда, в обрядах Петро, со святым Антонием Падуанским или святым Рохом. В Новом Орлеане его часто ассоциируют со Святым Петром, который держит ключи от небесных врат.

Подношения Легбе очень скромны. Самые распространенные - это курица-гриль или копченая курятина, козлятина, сладкий картофель, белый ямс, бананы, любые свежие фрукты, чашка крепкого черного кофе без сахара и вторая чашка такого же кофе, но уже с большим количеством сахара, а еще Легба очень любит набитые табаком трубки. Я частенько подношу ему сигару (хорошую кубинскую), от которой он никогда не откажется. На Гаити он носит джакут, плетеный соломенный мешок, в котором находятся трубка, табак и бутылка рома, и ему часто преподносят все это, когда он овладевает человеком. Еще ему жертвуют петухов, копченую рыбу, маниоку, рис, конфеты, гуаву, белую и красную фасоль. Эти приношения кладутся на его алтарь или прямо на пол. Иногда мы преподносим ему водку, чтобы он выпил ее вместе с кофе, а иногда он не прочь выпить и пива.

Когда мы чествуем Легбу в обрядах Петра, приношения для него почти такие же, но, как «юному» Легбе, мы подаем ему ром, сдобренный перцем, и добавляем в его пищу соус табаско и кайенский перец.

Лебга – нечто большее, чем думают многие, поскольку свой Легба есть в каждой нации Лоа. Мы призываем Легбу в обрядах Рада, Наго и Петро, а также, в определенные моменты, как посредника между ними, и каждый Легба контролирует все в своем царстве. Именно он открывает врата в каждое царство лоа. Во всех своих обличьях он открывает двери между видимым и невидимым, он может замедлить ход событий, или устранять препятствия на пути, или помешать нисхождению другого лоа. Легба открывает двери к возможностям и воплощает эти возможности. Нет духа, подобного ему, и Легбе служит каждый, кто служит лоа.

Алтарь Легбы ставится отдельно от стола, предназначенного для остальных духов. Его алтарь обычно стоит у входа в дом или у входа в храм. У каждого вудуиста свои отношения с Легбой, и познакомиться ближе, или оказать ему какую-то услугу, не сложно. Первое, что я посоветую, - выучить хотя бы одну из его священных песен. Пока вы ее разучиваете, можете начать собирать алтарь рядом с дверью, где вы можете чествовать его, говорить с ним и оставлять ему подношения.

---

1. Пото Митан (тж. «потомитан»), на языке гаитянских креолов, «центральный шест» - украшенный деревянный столб, или живое дерево в центре храма, по которому лоа спускаются на землю

2. Перистиль – священное пространство в центре храма
Tags: Гаити, Новый Орлеан, Папа Легба, вуду, духи, колдовство, мои переводы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments